Праздник Хеллувин.

 
 

ХеллувинС незапамятных времен в Европе существует обычай, следуя которому, люди в определенные дни года разжигают костры, танцуют вокруг них или же через них прыгают. Своими корнями эти обычаи уходят в дохристианскую эпоху. Нередко на этих кострах сжигались чучела людей или инсценировались сожжения живого человека. Есть основания полагать, что в далеком прошлом в таких случаях действительно подвергались сожжению живые люди.

Главные кельтские праздники огня, которые уцелели до настоящего времени, видимо не были связаны с положением солнца на небе. Всего таких праздников было два, и справлялись они с интервалом в шесть месяцев: один в канун первого мая, другой - в канун дня Всех Святых (то есть 31 октября). Эти даты не совпадают ни с одним из четырех великих поворотных пунктов солнечного года: с днями летнего и зимнего солнцестояния или весеннего и осеннего равноденствия. Не согласуются они и с основными моментами земледельческого года, то есть с севом и уборкой урожая. Тем не менее 30 апреля и 31 октября являются в Европе поворотными моментами года: первое мая возвещает летнее тепло и богатый растительный покров, а 31 октября предвещает холод и бесплодие зимы. Существует версия, что скотоводческие народы к этим дням выпускали скот из загонов или загоняли обратно в хлевы. Как бы то ни было, корни праздников лежат настолько глубоко, что уходят еще к первым разумным людям, которые вкладывали в праздники мистический смысл.

Хеллувин (Самхейн - кельтское название) - "праздник мертвых", ночь Дикой Охоты (ночь с 31 октября на 1 ноября). В течение магических суток завеса между здешним и Потусторонним мирами становится наиболее тонкой и любые существа легко могут проскальзывать из одного мира в другой. Это древний Новый Год, самый важный древний праздник. Жители древней Ирландии каждый год в Хеллувин (Самхейн) заново раскладывали костры и от их священного пламени зажигали все остальные огни. Новый огонь раскладывался в первый день нового года, чтобы его благодатное влияние распространялось на все последующие 12 месяцев. С вечера 31 октября кельты шли к гадалкам, предсказателям, чтобы узнать, что ждет их в будущем году. До сих пор по всему миру именно 31 октября идут люди к астрологам и прорицателям, магам и рунекендерам, гадателям и специалистам оккультных наук, потому что в этот день гадания наиболее точны.

По всей Европе Хеллувин (Самхейн) - ночь 31 октября, знаменующая переход от осени к зиме, была тем временем, когда души умерших возвращаются в свои жилища, чтобы погреться у огня. Однако предполагается, что не только души умерших незримо витают поблизости в этот день "когда осень передает бледный год зиме". В этот день повсюду снуют и злые силы, от которых нужно защититься, например, вырезав из тыквы прообраз головы.

В наше время в Хеллувин мы вырезаем только тыквы, но во времена друидов было принято вырезать страшные лица из больших реп, кабачков, тыкв, а внутрь вставлять зажженные свечи. Затем их ставили на подоконник или за порог, чтобы защитить семью от сущностей Потустороннего мира, которые в ночь Хеллувина бродят вокруг от заката до рассвета. По традиции, для каждого ребенка в доме вырезалась одна голова. Почему голова? Потому что, как следует из легенды для кельтов "Благородная Голова" всегда служила символом защиты. В легенде говорится, что Бран был великим королем Времени Легенд, который для того, чтобы навсегда защитить свои земли от иностранных вторжений, приказал отрубить себе голову и сжечь ее на лондонском Белом Холме (там где сейчас находится лондонский Тауэр). Но даже эта легенда уходит своими корнями в еще более древнее кельтское представление о том, что место обитания человеческой души находится в голове. Так что вырезанные тыквы предназначены для того, чтобы призвать на защиту Голову Брана.

Но хотя в сознании кельтов Самхейн был окружен ореолом таинственности и страха, мрачные черты в этом празднике отнюдь не преобладали. Напротив, это был довольно живописный праздник с веселыми развлечениями, что делало ночь, на которую он приходился, самой веселой ночью в году. В горах Шотландии живописность этому празднику придавали костры, пылавшие на всех возвышенностях. В последний день осени дети собирали папоротник, смоляные бочонки, длинные тонкие стебли и складывали все это в приготовленную для костра кучу хвороста, Вечером на какой-то возвышенности поблизости от дома раскладывали костер. Эти костры назывались Самхнаган. Жители каждого дома раскладывали собственный костер, считая делом чести сделать его как можно больше. Огнями переливались целые районы. Когда костер угасал, золой прочерчивали круг, в центр которого каждый из участвовавших в устройстве костра клал по камню. Если на следующее утро один из камней оказывался не на том месте или был поврежден, ни у кого не вызывало сомнений, что положивший его человек обречен умереть в течение двенадцати месяцев. По всей Европе Хеллувин (Самхейн) отмечался прежде всего как праздник огня. Обычай разжигать огромные костры, прыжки через них распространены везде. То же самое можно сказать о процессиях или беге с горящими факелами вокруг полей, садов, пастбищ и стойл. Менее распространены обычаи подбрасывания в воздух горящих дисков и скатывания с холма горящего колеса. Идет ли речь о кострах или же о факелах, считается, что огонь благоприятствует росту хлебов и благополучию человека и скота, стимулируя их рост и развитие или предохраняя от угрожающих им опасностей: грома и молнии, пожара, вредителей, паразитов, бесплодия, болезней и колдовства. Считалось, что солнечные чары, как составляющая магической церемонии, обеспечат необходимый запас солнечного света для людей, животных и растений, путем устройства на земле костров в подражание великому источнику света и тепла в небе. Огонь, как и солнечный свет, является созидающей силой, которая благоприятствует росту растений и всего живого.

И если простые люди ограничивались разжиганием костров и вырезанием голов из тыкв, то друиды (как и современные маги) вызывали в Хеллувин иные силы, которые помогали им предвидеть будущее любого человека. Но и им нужна была защита от злых сил в этот день.

Именно поэтому круг из тыкв упоминается как разновидность высшей друидической защиты и используется при вызывании. Друид становится в центре круга из девяти вырезанных голов, освещенных изнутри и поставленных лицами наружу, что обеспечивает ему необходимую защиту во время вызывания. Конечно, лучше всего использовать настоящие тыквы или кабачки, но глиняные и керамические тоже подойдут. И, наконец, используется специальное благовоние. 1 часть полыни, 2 части дурмана, 3 части тиса сжигаются в железном котле на горячих углях. Старинное друидическое руководство по применению трав гласит: "Трава (полынь), цветок (дурман) и дерево (тис) образуют троицу".

Сегодня мало кто разбирается в тонкостях празднования и истоках Хеллувина, но горящие огни в тыквах и костры - самое простое и доступное, что может сделать любой из нас, желая отметить этот древний и в то же время новый праздник. Если вам удастся выставить тыквенную голову на окошке и попрыгать через костер - считайте, что Хеллувин даст вам силу и удачу на весь год.

Постоянные посетители магических салонов, которые каждый год ходят погадать или получить помощь мага в магическом салоне, отмечают, что только в "Калиостро" чувствуется праздничная магическая атмосфера. В остальных салонах все больше похоже на заурядное шоу. Специалисты "Калиостро" первыми на Дальнем Востоке проводили празднество Хеллувина в 1995 году, а в 1996, 1997, 1998 годах специально выезжали в Германию и Англию, чтобы научиться классическому магическому празднику друидов. С 2000 года маги Владивостока проводят международные обучающие семинары по празднованию Хеллувина. Семинары проводятся в помещении Дальневосточной академии истории, психологии и парапсихологии.

Назад | Наверх